Вторник, 16.07.2024, 17:13
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей

ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРЫ / Шмелева Л.Л.

       Для того, чтобы улучшить и восстановить зрение детей в нашем детском саду проводится комплекс мероприятий, связанных с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций. Это – занятия, игры, упражнения, гимнастика для глаз.  Одним из видов гимнастики для глаз являются офтальмотренажеры.

         Офтальмотренажеры – особый класс новых технических устройств и средств для тренировки основных зрительных функций человека – остроты зрения, поля зрения, цветового чувства, глазомера и т.д. Сюда же можно отнести устройства для тренировки окологлазных мышц, осуществляющих повороты глазных яблок в различных направлениях (так называемые мускулотренеры). Работа офтальмотренажера основана на движении глазного яблока во всех направлениях. 

      Значение этих устройств особенно велико: они позволяют снять напряжение, предупреждают утомление, укрепляют глазные мышцы, стимулируют кровообращение в области глаза и мозга, оздоравливают зрительный аппарат. Специальные оптические тренажеры для цилиарных мышц глаза содержат слабые оптические линзы, которые размещаются между глазом человека и читаемым текстом. Линзы автоматически меняются с отрицательных (вогнутых) на положительные (выпуклые) и тем самым то облегчают, то затрудняют процесс чтения, то расслабляя, то сокращая цилиарные мышцы глаз. Такой своеобразный «оптический массаж» мышц предотвращает прогрессирование как близорукости, так и дальнозоркости. Подобные упражнения полезны и для здоровых глаз взрослым и детям. Применение офтальмотренажеров в дошкольном учреждении позволяет решить следующие коррекционные задачи:

- развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях;

-развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает;

-развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого;

-развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.

       Тренажеры можно придумать и изготовить самим из подручных средств. Например, для тренировки цветового чувства художники перебирают цветные нитки. Это простое упражнение полезно не только художникам; повышение цветовой чувствительности – признак снижения общего и мозгового утомления. Аналогичные приемы существуют и для расширения центрального поля зрения, выработка навыков использования периферического зрения. Поэтому, чтобы повысить остроту зрения детей, улучшить их самочувствие, поднять работоспособность, во всех местах детского сада, где бывают наши дети, используются офтальмотренажеры.

        В каждой коррекционной группе помимо настенных офтальмотренажеров по          В.Ф. Базарному есть и предметные, все они используются по темам. Например, по теме «Время» дети занимаются на тренажере «Часы». Перед  детьми чуть выше уровня глаз располагается макет часов. Варианты упражнений могут быть разными. Это и круговые вращения глазами по часовой стрелке от 1 до 12 и против часовой стрелки от 12 до 1. На занятиях по математике используются упражнения – тренинги с числовыми таблицами. Дети не только находят глазами цифры по порядку, четные, нечетные, но и по цвету, что обеспечивает более четкое восприятие предметов. Тренажер «Метка на окне» позволяет снимать зрительное напряжение, укрепляет глазные мышцы. Дети смотрят на кружок (или любую другую метку) на стекле окна вблизи и перемещают взгляд вдаль, что развивает способность концентрировать взгляд на дальних объектах.

          В спортивном зале нашего детского сада созданы все условия для проведения упражнений для глаз. Занимаясь на настенных офтальмотренажёрах, дети прослеживают глазами стрелки разного цвета в разном направлении. В упражнениях на коррекционной сетке с геометрическим прорезями дети следят за траекторией движения мяча (или другого предмета). В качестве дополнительного средства можно использовать различные игры с мячом. Важно, чтобы ребенок следил за полетом мяча глазами:

  • Подбросить мяч двумя руками и поймать;
  • Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать одной или двумя;
  • Бросить мяч сильно об пол и поймать одной или двумя руками;
  • Передача мяча от груди партнеру (перебрасывание);
  • Передача мяча партнеру из-за головы;
  • Передача мяча партнеру одной рукой от плеча;
  • Броски мяча в стену;
  • Броски мяча в мишень;
  • Броски мяча в баскетбольное кольцо одной или двумя руками.

      Настенные офальмотренажеры в коридорах и лестничных площадках такие как «Пчелка», «Геометрические фигуры», «Сказочные цифры», «Солнышко», «Ломаные линии» преодолевают зрительные нарушения, снимают зрительное утомление во время перехода из группы в другие кабинеты и укрепляют глазные мышцы.

      В кабинетах тифлопедагогов есть разные виды офальмотренажеров. Это тренажеры с опорой на схему, предметные и настенные. Все они способствуют развитию глазодвигательных навыков, развивают цветовосприятие, помогают улучшить зрение.

  • Офтальмотренажер «Флажок» можно использовать в разных вариантах: двигать полотнищем флажка по прямым линиям перед собой, «рисуя» в пространстве геометрические фигуры в одну сторону, затем тоже самое в другую/ дети следят за флажком одними глазами, не двигая головой/; двигать флажком перед глазами вправо, влево, вверх, вниз; можно поставить руки по диагонали прямоугольника, затем поменять их.

 

  • Офтальмотренажер «Рисуем носом». Ребенок надевает «нос морковку» и кончиком носа обводит контур нарисованного предмета 50 X 50 см., расположенного на уровне глаз ребенка. Данный тип упражнений заключается в прослеживании глазами в положении стоя или сидя по заданным направлениям, способствуют снятию утомления и укреплению глазных мышц.

 

  •  «Рукавички» - это самый простой тренажер. Он применяется для детей как ясельного возраста, так и в детском саду во всех группах. Для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5см. и пришиваются в центр ладоней   рукавичек. Педагог разводит руки в стороны, затем начинает поочередно сжимать ладошки. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, они переводят точку взора держа голову неподвижно. Еще можно руки поставить в положение в сторону-вверх (одна рука) и другая в сторону-вниз 10-15 сек, меняем положение рук. Таким образом мы заставим сокращаться и расслабляться все глазодвигательные мышцы.

 

  • Офтальмотренажер «Телескоп». Для этого тренажера используем большую пластмассовую катушку от ниток и карточки. Ребенок развивает способность лучше видеть какую-то одну точку, улучшает управление фокусирующими механизмами глаз.

 

  •  Офтальмотренажер «Стрелоплан». Данный тренажер создан научным сотрудником Института коррекционной педагогики РАО. Он проверен временем и доказал высокую эффективность в коррекции зрения детей. «Стрелоплан» представляет собой прямоугольную плоскость размером 80 X 55см. с рисованными короткими стрелками. Пособие дает возможность использования заданий и дидактических игр по теме недели. Оно является универсальным тренажером для развития ориентировки в пространстве и зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями.

 

Задания для детей 4-5лет

  • Знакомство с микро- и микроплоскостью;
  • Найти верхние (нижние) стороны и углы, середину поля с выкладыванием мелких объемных игрушек;
  • Выложить цветные стрелки по образцу, проговаривая направления горизонталь, вертикаль.

            Задания для детей 5-6 лет

  • Выкладывание стрел по заданию педагога, соединяя противоположные углы;
  • Выкладывание цветных стрел из центра поля в заданных направлениях: по горизонтали, вертикали, диагонали;
  • Выкладывание цветных стрел из центра поля по диагонали в заданные углы, которые обозначены цветом или цифрой.

 

Задания для детей 6-7 лет

  • Выкладывание плоскостных и объемных цветных стрел из центра поля в заданных направлениях: по горизонтали, вертикали, диагонали. Стрелы должны уместиться на заданном пути согласно обозначенной цифре.
  • Нахождение суммы чисел верхний и нижних углов, используя карточки с математическими знаками. Определение состава числа данной суммы
  • Аналогично нахождение суммы боковых углов и определение состава числа.

 

  • Офтальмотренажер «Шарики».         Методика проведения упражнений на этом   тренажере сходна с жонглированием. Сначала подбрасываем, ловим, перекидываем из одной руки в другую один шарик, затем два, три и т.д. Дети учатся следить за полетом шариков.
  •  Офтальмотренажер «Цирк», «Ручеек», «Река».  Упражнения на данном   тренажере развивают зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаза, навыки пространственной ориентировки, обучают правильному словесному обозначению направления.  Участвуют два ребенка – один «водитель», другой «штурман». «Водитель» перемещает машинку (кораблик)с магнитом по словесной инструкции «штурмана». Например, едем вверх, затем направо и т.д. Задача «штурмана» - проследить правильность движения «водителя».
  • Офтальмотренажеры «Бабочка», «Самолет», «Птичка», «Пчела», «Жук».

 На конце палочки прикреплены предметы, которые летают. Педагог перемещает палочку в заданном направлении чуть выше уровня глаз. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение, а голова остается неподвижной. Упражнение можно сопровождать стихами.

Опыт работы показывает, что систематическое использование педагогами нашего детского сада офтальмотренажеров в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями обеспечивает снижение психической и зрительной утомляемости, повышение остроты зрения, развитие зрительно-двигательной координации, укрепление глазных мышц и зрительных функций.

Литература:

  1. Аветисов Э.С. Как беречь зрение. 2000г.
  2. Базарный В.Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. 1989г.
  3. Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение 2003г.
Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (20.02.2021)
Просмотров: 435 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]