Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » страничка для родителей |
Для того, чтобы улучшить и восстановить зрение детей в нашем детском саду проводится комплекс мероприятий, связанных с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций. Это – занятия, игры, упражнения, гимнастика для глаз. Одним из видов гимнастики для глаз являются офтальмотренажеры. Офтальмотренажеры – особый класс новых технических устройств и средств для тренировки основных зрительных функций человека – остроты зрения, поля зрения, цветового чувства, глазомера и т.д. Сюда же можно отнести устройства для тренировки окологлазных мышц, осуществляющих повороты глазных яблок в различных направлениях (так называемые мускулотренеры). Работа офтальмотренажера основана на движении глазного яблока во всех направлениях. Значение этих устройств особенно велико: они позволяют снять напряжение, предупреждают утомление, укрепляют глазные мышцы, стимулируют кровообращение в области глаза и мозга, оздоравливают зрительный аппарат. Специальные оптические тренажеры для цилиарных мышц глаза содержат слабые оптические линзы, которые размещаются между глазом человека и читаемым текстом. Линзы автоматически меняются с отрицательных (вогнутых) на положительные (выпуклые) и тем самым то облегчают, то затрудняют процесс чтения, то расслабляя, то сокращая цилиарные мышцы глаз. Такой своеобразный «оптический массаж» мышц предотвращает прогрессирование как близорукости, так и дальнозоркости. Подобные упражнения полезны и для здоровых глаз взрослым и детям. Применение офтальмотренажеров в дошкольном учреждении позволяет решить следующие коррекционные задачи: - развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях; -развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает; -развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого; -развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов. Тренажеры можно придумать и изготовить самим из подручных средств. Например, для тренировки цветового чувства художники перебирают цветные нитки. Это простое упражнение полезно не только художникам; повышение цветовой чувствительности – признак снижения общего и мозгового утомления. Аналогичные приемы существуют и для расширения центрального поля зрения, выработка навыков использования периферического зрения. Поэтому, чтобы повысить остроту зрения детей, улучшить их самочувствие, поднять работоспособность, во всех местах детского сада, где бывают наши дети, используются офтальмотренажеры. В каждой коррекционной группе помимо настенных офтальмотренажеров по В.Ф. Базарному есть и предметные, все они используются по темам. Например, по теме «Время» дети занимаются на тренажере «Часы». Перед детьми чуть выше уровня глаз располагается макет часов. Варианты упражнений могут быть разными. Это и круговые вращения глазами по часовой стрелке от 1 до 12 и против часовой стрелки от 12 до 1. На занятиях по математике используются упражнения – тренинги с числовыми таблицами. Дети не только находят глазами цифры по порядку, четные, нечетные, но и по цвету, что обеспечивает более четкое восприятие предметов. Тренажер «Метка на окне» позволяет снимать зрительное напряжение, укрепляет глазные мышцы. Дети смотрят на кружок (или любую другую метку) на стекле окна вблизи и перемещают взгляд вдаль, что развивает способность концентрировать взгляд на дальних объектах. В спортивном зале нашего детского сада созданы все условия для проведения упражнений для глаз. Занимаясь на настенных офтальмотренажёрах, дети прослеживают глазами стрелки разного цвета в разном направлении. В упражнениях на коррекционной сетке с геометрическим прорезями дети следят за траекторией движения мяча (или другого предмета). В качестве дополнительного средства можно использовать различные игры с мячом. Важно, чтобы ребенок следил за полетом мяча глазами:
Настенные офальмотренажеры в коридорах и лестничных площадках такие как «Пчелка», «Геометрические фигуры», «Сказочные цифры», «Солнышко», «Ломаные линии» преодолевают зрительные нарушения, снимают зрительное утомление во время перехода из группы в другие кабинеты и укрепляют глазные мышцы. В кабинетах тифлопедагогов есть разные виды офальмотренажеров. Это тренажеры с опорой на схему, предметные и настенные. Все они способствуют развитию глазодвигательных навыков, развивают цветовосприятие, помогают улучшить зрение.
Задания для детей 4-5лет
Задания для детей 5-6 лет
Задания для детей 6-7 лет
На конце палочки прикреплены предметы, которые летают. Педагог перемещает палочку в заданном направлении чуть выше уровня глаз. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение, а голова остается неподвижной. Упражнение можно сопровождать стихами. Опыт работы показывает, что систематическое использование педагогами нашего детского сада офтальмотренажеров в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями обеспечивает снижение психической и зрительной утомляемости, повышение остроты зрения, развитие зрительно-двигательной координации, укрепление глазных мышц и зрительных функций. Литература:
| |
Просмотров: 435 | |
Всего комментариев: 0 | |