Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам |
По данным исследования А.В. Хватовой, в России в последние годы значительно увеличилась категория детей с нарушением зрения. В нашем дошкольном учреждении около 100 детей имеют различные патологии зрения из них 2 ребенка инвалиды. Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у людей с нормальным зрением. Речь ребенка, имеющего нарушение зрения, развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности Понимание слабовидящим ребенком смысла слова, как и зрячим, проходит целый ряд ступеней. К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными: ребенок знает название ограниченного круга окружающих предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может оценить их (хороший – плохой, большой – маленький). Развитие речевого общения ребенка имеющего нарушение зрения, как и зрячего, опирается на развитие фонематического слуха. Примерно после полутора лет происходит скачок в развитие речи ребенка и она начинает развиваться ускоренными темпами. Именно в это время ребенок использует речь для общения. К двум годам возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описательное конструирующее предложение. Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение ребенка, имеющего нарушение зрения, в этот период направлено на взрослого, поэтому подражая взрослым, он овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных, пока, ему по содержанию. При ограничении чувственного познания, обедненности представлений у детей имеющих проблемы со зрением возникает формализм словесных обозначений и вербализм речи, т.е. ребенок имеет большой запас слов, но недостаточный запас образов предметов, и явлений, например: он знает осенью бывает листопад, но не имеет представления о том, что это такое. Если ребенок с нарушением зрения называет предмет, это еще не значит, что у него имеются четкие и правильные представления об этом предмете. Ребенок не соотносит слово и образ, поэтому не умеет правильно использовать их в речи. Современная тифлопедагогика приходит к выводу, что вербализм речи и формализм словесных обозначений, столь характерный для детей с нарушением зрения, может быть в значительной мере преодолен путем коррекционной работы, направленной на обогащение и конкретизацию речи. Поэтому наша коррекционная работа направлена на расширение чувственного и практического опыта, оречевления и конкретизации чувственных данных, введения сформированных представлений и соответствующих словесных обозначений в более широкую систему коммуникативных связей и отношений в условиях учебно-воспитате Таким образом, не смотря на то, что различные зрительные патологии оказывают влияние в различной степени на формирование психологической системы ребенка, включая речь под воздействием коррекционной и воспитательной работы, а также в условиях развития в семье эти недостатки выравниваются и компенсируются. | |
Просмотров: 707 | |
Всего комментариев: 0 | |