Вторник, 16.07.2024, 10:46
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

Виды и формы детской деятельности / Шигабутдинова Л.Р.

Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Однако это не единственный вид детской деятельности. Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности малыш развивается, проходит процесс социализации, обучается и постигает новые знания и умения, набирается опыта и развивает и приобретает новые навыки и умения. 

  1. Игровая.

По-прежнему ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игровая деятельность. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи.

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка

  • Игры-экспериментирования: игры с природными объектами, игры со специальными игрушками для исследования, игры с животными

  • Сюжетные самодеятельные: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные

  1. Игры по инициативе взрослого

  • Обучающие: сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, учебные

  • Досуговые: интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театрализованные, празднично-карнавальные, компьютерные.

  1. Игры народные

  • Обрядовые: семейные, сезонные;

  • Тренинговые: интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные;

  • Досуговые: тихие игры, игры-забавы, развлекающие

  1. Коммуникативное общение и взаимодействие со сверстником

К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Цель развития речи в детском саду – помочь ребенку освоить родной язык. В процессе деятельности по развитию речи, у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фонетика, связная речь (монолог). В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.

  • Беседа

  • Ситуативный разговор

  • Составление и отгадывание загадок

  • Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные, с речевым сопровождением, коммуникативные игры)

  • Игровые ситуации

  • Этюды и постановки

  • Рассказ с дальнейшим обсуждением

  • Чтение

  • Разучивание стихов

  • Потешек, пословиц, дразнилок

  • Рассматривание с дальнейшим обсуждением

  • Интервьюирование

  • Сочинение сказок, рассказов

  • Проектная деятельность

  • Инсценирование и драматизация

  • Проблемные ситуации

  • Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений. Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.

  • Дидактические словесные (в том числе народные) игры.

  • Викторины.

  1. Позновательно-исследовательская.

Одним из видов детской деятельности является позновательно-практическая деятельность. Она представляет собой игры, манипуляции с природным материалом, измерительными приборами, подручными средствами. В детском дошкольном учреждении даже организуют специальный уголок по позновательно-практической деятельности. Где детишки могут проводить различные опыты и эксперименты. Желательно, чтобы и дома у малыша был такой уголок. В него могут входить различные природные материалы (шишки, каштаны, различные крупы, камешки, ракушки и многое другое). Измерительные приборы (мерные стаканчики, линейки, мерные ложки, компас, весы, часы и другое). А также различные предметы, которые могут пригодиться для экспериментальной деятельности детей. 

  • Наблюдение
  • Опыты

  • Экспериментирование

  • Целевые прогулки

  • Экскурсии

  • Реализация проекта

  • Коллекционирование

  • Путешествие по карте, во времени

  • Рассматривание

  • Решение проблемных ситуаций

  • Моделирование

  • Исследование

  • Обследование

  • Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории)

  • Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.

  • Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.

  • Оформление тематических выставок, н-р, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.

  • Оформление уголка природы.

  • Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы,

кроссворды, шарады). Мини-музей. Конструирование. Увлечения. Конкурсы знатоков.

  1. Восприятие художественной литературы и фольклора - этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации. Следовательно, чтение как вид детской деятельности включает и рассматривание, и обсуждение, и заучивание, разучивание и т.д или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

  • Чтение

  • Обсуждение

  • Заучивание

  • Рассказывание

  • Беседа

  • Театрализованная деятельность

  • Самостоятельная художественная речевая деятельность

  • Викторина

  • КВН.

  • Конкурсы чтецов

  • Вопросы и ответы

  • Презентация книжек

  • Выставки в книжном уголке

  • Литературные праздники, досуги.

  • Посещение библиотеки

  • Аудирование (смысловое восприятие речи на слух), построение устных высказываний, называние героев, пересказывание главных событий, определение последовательности событий, заучивание и рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная речевая художественная деятельность, презентация книг, литературные праздники, досуги

  • Восприятие литературных произведений с последующими:

*свободным общением на тему литературного произведения,

*решением проблемных ситуаций,

*дидактическими играми по литературному произведению,

*художественно-речевой деятельностью

*игрой-фантазией,

*рассматриванием иллюстраций художников,

придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,

*просмотром мультфильмов,

*созданием этюдов, сценариев для театрализации,

*театрализованными играми,

*созданием театральных афиш, декораций,

театральных кукол,

*оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и др.)

  • Проектная деятельность, н-р,

«Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведению).

  1. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Трудовая деятельность также в полной мере присутствует в детской жизни. В процессе трудовой деятельности ребенок овладевает трудовыми навыками. Для детей дошкольного возраста уже доступны следующие виды трудовой деятельности:
труд по самообслуживанию(навыки культуры быта)

  • труд в природе *работа на осеннем участке – сбор урожая, заготовка природного материала для поделок;

*работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;

*работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений;

*работа на летнем участке –полив растений.

  • ознакомление с трудом взрослых

  • хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность)

- помощь в уборке группы,

- перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.

  • ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом)

*изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др.

  • дежурство, поручения (по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений).

  • Проектная деятельность, например - «Наша группа» ( детский дизайн) и др.

  • Задания. Самообслуживание.

  1. Конструирование из различных материалов

  • Конструирование из строительного материала и деталей конструктора:

*по образцу (схеме, чертежу, модели),

*по условиям,

*по замыслу.

  • Конструирование из бумаги:

*по выкройке,

*схеме (оригами).

  • Свободное конструирование из природного материала (постройки из песка и снега).

  • Организация и оформление выставок.

  • Мини-музеи.

  1. Изобразительная деятельность – одно из любимых занятий детей любого возраста. К ней относят рисование, лепку, аппликацию, детский дизайн. Эта деятельность приобщает малышей к миру прекрасного, развивает эстетические чувства, мелкую моторику, сенсорику ребенка. Малыш не только учиться пользоваться красками, кистью, ножницами и др., но и заряжается положительной энергией, так как изобразительная деятельность благотворно влияет на психо-эмоциональное состояние ребенка.
     

  • Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь)

  • Лепка (глина, пластилин, пластика)

  • Аппликация (бумага, ткань, природные материалы)

*по замыслу,

*на заданную тему.

Художественный труд (поделки из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др.):

*украшения к праздникам,

*поделки для выставок детского творчества,

*подарки, сувениры,

*декорации к театрализованным спектаклям,

*украшение предметов личного пользования и др.

  • Проектная деятельность

  • Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).

  • Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.)

  • Разнообразная интегративная деятельность:

*рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и др.

  • Детский дизайн:

*архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.);

*дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др.

  • Организация и оформление выставок.

  • Мини-музеи.

8. Музыкальная деятельность. Музыка благотворно влияет на психо-эмоциональную сферу ребенка, развивает его слух, голос, двигательные умения, прививает чувство прекрасного. Очень широко музыка используется как средство эстетического воспитания. 

Музыкально-художественной

  • Слушание, исполнение (пение, игра на музыкальных интрументах и др.)

  • Импровизация

  • Экспериментирование

  • Музыкально-дидактические игры

  • Подвижные игры с музыкальным сопровождением

  • Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.

  • Игра на детских музыкальных инструментах

  • Шумовой оркестр

  • Экспериментирование со звуками

  • Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.

  • Драматизация песен

  • Музыкально-театрализованные игры

  • Разнообразная интегративная деятельность:

*музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.

  1. К еще одному виду деятельности детей относится спортивная деятельность. Двигательной - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка.Спортивная или физическая деятельность необходима малышам для общего развития, для укрепления здоровья. Физическое воспитание является приоритетным в воспитании и развитии детей. Приобщать детей к здоровому образу жизни следует уже с малых лет.
    В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности.

  • Подвижные дидактические игры

  • Подвижные игры с правилами

  • Игровые упражнения

  • Физкультминутки (не менее 2) и динамические паузы.

  • Соревнования

  • Игровые ситуации

  • Досуг

  • Ритмика

  • Аэробика

  • Детский фитнес

  • Спортивные игры и упражнения

  • Аттракционы

  • Спортивные праздники

  • Гимнастика (утренняя и после дневного сна, бодрящая, дыхательная)

  • Организация плавания (в д/с с бассейном)

  • Физические упражнения

  • Игры-имитации, хороводные игры.

  • Народные подвижные игры

  • Пальчиковые игры.

Мир детства разнообразен и многогранен. Существует немало видов детской деятельности, которые всесторонне и гармонично развивают ребенка. Они взаимосвязаны между собой и одинаково необходимы малышу для дальнейшего развития, воспитания и обучения.

 
Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (05.02.2016)
Просмотров: 1229 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]