Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Однако это не единственный вид детской деятельности. Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности малыш развивается, проходит процесс социализации, обучается и постигает новые знания и умения, набирается опыта и развивает и приобретает новые навыки и умения.
-
Игровая.
По-прежнему ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игровая деятельность. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи.
-
Игры, возникающие по инициативе ребенка
-
Игры-экспериментирования: игры с природными объектами, игры со специальными игрушками для исследования, игры с животными
-
Сюжетные самодеятельные: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные
-
Игры по инициативе взрослого
-
Обучающие: сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, учебные
-
Досуговые: интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театрализованные, празднично-карнавальные, компьютерные.
-
Игры народные
-
Обрядовые: семейные, сезонные;
-
Тренинговые: интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные;
-
Досуговые: тихие игры, игры-забавы, развлекающие
-
Коммуникативное общение и взаимодействие со сверстником
К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Цель развития речи в детском саду – помочь ребенку освоить родной язык. В процессе деятельности по развитию речи, у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фонетика, связная речь (монолог). В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.
-
Беседа
-
Ситуативный разговор
-
Составление и отгадывание загадок
-
Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные, с речевым сопровождением, коммуникативные игры)
-
Игровые ситуации
-
Этюды и постановки
-
Рассказ с дальнейшим обсуждением
-
Чтение
-
Разучивание стихов
-
Потешек, пословиц, дразнилок
-
Рассматривание с дальнейшим обсуждением
-
Интервьюирование
-
Сочинение сказок, рассказов
-
Проектная деятельность
-
Инсценирование и драматизация
-
Проблемные ситуации
-
Театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазирования по мотивам литературных произведений. Подвижные (в том числе народные) игры с диалогом.
-
Дидактические словесные (в том числе народные) игры.
-
Викторины.
-
Позновательно-исследовательская.
Одним из видов детской деятельности является позновательно-практическая деятельность. Она представляет собой игры, манипуляции с природным материалом, измерительными приборами, подручными средствами. В детском дошкольном учреждении даже организуют специальный уголок по позновательно-практической деятельности. Где детишки могут проводить различные опыты и эксперименты. Желательно, чтобы и дома у малыша был такой уголок. В него могут входить различные природные материалы (шишки, каштаны, различные крупы, камешки, ракушки и многое другое). Измерительные приборы (мерные стаканчики, линейки, мерные ложки, компас, весы, часы и другое). А также различные предметы, которые могут пригодиться для экспериментальной деятельности детей.
- Наблюдение
-
Опыты
-
Экспериментирование
-
Целевые прогулки
-
Экскурсии
-
Реализация проекта
-
Коллекционирование
-
Путешествие по карте, во времени
-
Рассматривание
-
Решение проблемных ситуаций
-
Моделирование
-
Исследование
-
Обследование
-
Создание символов, схем, чертежей, моделей, макетов, алгоритмов (в уголке природы, лаборатории)
-
Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач с последующим обсуждением.
-
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.
-
Создание тематических альбомов, коллажей, стенгазет, н-р, «Знаете ли вы?», «Этот удивительный мир диких животных» и др.
-
Оформление тематических выставок, н-р, «Предметы, которые нас удивили», «Игрушки наших дедушек и бабушек» и др.
-
Оформление уголка природы.
-
Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы,
кроссворды, шарады). Мини-музей. Конструирование. Увлечения. Конкурсы знатоков.
-
Восприятие художественной литературы и фольклора - этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации. Следовательно, чтение как вид детской деятельности включает и рассматривание, и обсуждение, и заучивание, разучивание и т.д или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы и решения конкретных образовательных задач.
-
Чтение
-
Обсуждение
-
Заучивание
-
Рассказывание
-
Беседа
-
Театрализованная деятельность
-
Самостоятельная художественная речевая деятельность
-
Викторина
-
КВН.
-
Конкурсы чтецов
-
Вопросы и ответы
-
Презентация книжек
-
Выставки в книжном уголке
-
Литературные праздники, досуги.
-
Посещение библиотеки
-
Аудирование (смысловое восприятие речи на слух), построение устных высказываний, называние героев, пересказывание главных событий, определение последовательности событий, заучивание и рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная речевая художественная деятельность, презентация книг, литературные праздники, досуги
-
Восприятие литературных произведений с последующими:
*свободным общением на тему литературного произведения,
*решением проблемных ситуаций,
*дидактическими играми по литературному произведению,
*художественно-речевой деятельностью
*игрой-фантазией,
*рассматриванием иллюстраций художников,
придумыванием и рисованием собственных иллюстраций,
*просмотром мультфильмов,
*созданием этюдов, сценариев для театрализации,
*театрализованными играми,
*созданием театральных афиш, декораций,
театральных кукол,
*оформлением тематических выставок (н-р, «Сказки К.И. Чуковского» и др.)
«Детская киностудия» (создание мультфильма по литературному произведению).
-
Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Трудовая деятельность также в полной мере присутствует в детской жизни. В процессе трудовой деятельности ребенок овладевает трудовыми навыками. Для детей дошкольного возраста уже доступны следующие виды трудовой деятельности:
труд по самообслуживанию(навыки культуры быта)
*работа на зимнем участке – изготовление кормушек для птиц, их подкормка; уборка снега, изготовление цветного льда;
*работа на весеннем участке – изготовление скворечников и подкормка птиц; участие в посадке и поливке растений;
*работа на летнем участке –полив растений.
-
ознакомление с трудом взрослых
-
хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность)
- помощь в уборке группы,
- перестановка в предметно-развивающей среде группы и др.
*изготовление атрибутов для игры, *предметов для познавательно-исследовательской деятельности и др.
-
дежурство, поручения (по столовой, по подготовке к совместной образовательной деятельности, в уголке природы – полив растений).
-
Проектная деятельность, например - «Наша группа» ( детский дизайн) и др.
-
Задания. Самообслуживание.
-
Конструирование из различных материалов
*по образцу (схеме, чертежу, модели),
*по условиям,
*по замыслу.
*по выкройке,
*схеме (оригами).
-
Изобразительная деятельность – одно из любимых занятий детей любого возраста. К ней относят рисование, лепку, аппликацию, детский дизайн. Эта деятельность приобщает малышей к миру прекрасного, развивает эстетические чувства, мелкую моторику, сенсорику ребенка. Малыш не только учиться пользоваться красками, кистью, ножницами и др., но и заряжается положительной энергией, так как изобразительная деятельность благотворно влияет на психо-эмоциональное состояние ребенка.
-
Рисование (гуашь, акварель, мелки, сангина, пастель, тушь)
-
Лепка (глина, пластилин, пластика)
-
Аппликация (бумага, ткань, природные материалы)
*по замыслу,
*на заданную тему.
Художественный труд (поделки из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др.):
*украшения к праздникам,
*поделки для выставок детского творчества,
*подарки, сувениры,
*декорации к театрализованным спектаклям,
*украшение предметов личного пользования и др.
-
Проектная деятельность
-
Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности(монотипия, кляксография, оттиск, тиснение, набрызг и др.).
-
Творческая продуктивная деятельность на развитие воображения и фантазии («Жители неизвестной планеты», «Сказочное животное», «Необыкновенный вид транспорта», «Волшебное дерево» и др.)
-
Разнообразная интегративная деятельность:
*рисование иллюстраций к литературным и музыкальным произведениям; *создание коллажей, панно, композиций с использованием разных видов продуктивной деятельности и др.
*архитектурно–художественное моделирование («Цветочный город», «Наша улица», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес» и др.);
*дизайн интерьера, одежды, украшений, посуды и др.
8. Музыкальная деятельность. Музыка благотворно влияет на психо-эмоциональную сферу ребенка, развивает его слух, голос, двигательные умения, прививает чувство прекрасного. Очень широко музыка используется как средство эстетического воспитания.
Музыкально-художественной
-
Слушание, исполнение (пение, игра на музыкальных интрументах и др.)
-
Импровизация
-
Экспериментирование
-
Музыкально-дидактические игры
-
Подвижные игры с музыкальным сопровождением
-
Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки.
-
Игра на детских музыкальных инструментах
-
Шумовой оркестр
-
Экспериментирование со звуками
-
Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы, хороводы, пляски.
-
Драматизация песен
-
Музыкально-театрализованные игры
-
Разнообразная интегративная деятельность:
*музыкальное озвучивание картин художников, литературных произведений и др.
-
К еще одному виду деятельности детей относится спортивная деятельность. Двигательной - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка.Спортивная или физическая деятельность необходима малышам для общего развития, для укрепления здоровья. Физическое воспитание является приоритетным в воспитании и развитии детей. Приобщать детей к здоровому образу жизни следует уже с малых лет.
В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности.
-
Подвижные дидактические игры
-
Подвижные игры с правилами
-
Игровые упражнения
-
Физкультминутки (не менее 2) и динамические паузы.
-
Соревнования
-
Игровые ситуации
-
Досуг
-
Ритмика
-
Аэробика
-
Детский фитнес
-
Спортивные игры и упражнения
-
Аттракционы
-
Спортивные праздники
-
Гимнастика (утренняя и после дневного сна, бодрящая, дыхательная)
-
Организация плавания (в д/с с бассейном)
-
Физические упражнения
-
Игры-имитации, хороводные игры.
-
Народные подвижные игры
-
Пальчиковые игры.
Мир детства разнообразен и многогранен. Существует немало видов детской деятельности, которые всесторонне и гармонично развивают ребенка. Они взаимосвязаны между собой и одинаково необходимы малышу для дальнейшего развития, воспитания и обучения.
|