Вторник, 16.07.2024, 10:26
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

«Применение методического пособия «Нумикон» на занятиях по зрительному восприятию и ориентировке в пространстве»\Двоеглазова И.В.

Учитель-дефектолог Двоеглазова И.В.

Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Важнейшим органом восприятия информации окружающего нас внешнего мира являются органы зрения - глаза. Благодаря зрению человек различает детали предметов и сами предметы, правильно определяет их местонахождение в пространстве, воспринимает богатейшую гамму цветовых оттенков.

Основой познавательной деятельности ребенка является чувственное познание, опирающееся на зрительное восприятие, благодаря которому человек получает до 85% информации о внешнем мире.

Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.

При нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности.

У слабовидящих детей наблюдается нарушения двигательных функций глаз: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нарушение прослеживающей функции, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполном зрении затрудняет восприятие предметов и изображений, а также глазомерную оценку пропорций, протяжённости.

Что такое восприятие?

Восприятие – психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств, предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения продолжает оставаться одной из наиболее сложных, острых и актуальных проблем современности. Поэтому для развития зрительного восприятия необходимо разрабатывать и подбирать специальные методы и приемы коррекционной образовательной деятельности через формирование сенсорных эталонов, предметности восприятия, способов обследования и предметных представлений у детей с нарушением зрения.
На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Одним из таких дидактических пособий является Нумикон. Нумикон – это программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996 – 1998 гг.
Цель: развитие зрительного восприятия, обучение ориентировке в пространстве, развитие мелкой моторики и осязания, стимуляция развития высших психических функций. развитие познавательных процессов: внимание, память, воображение, мышление, математических способностей детей с особыми образовательными потребностями.

В комплект входят: пластмассовые формы – шаблоны разного цвета, которые можно использовать при формировании цветовосприятия у детей, на них расположены  прорези круглой формы расположенные в два ряда; разноцветные штырьки также могут использоваться при формировании представлений о цвете, их можно использовать и как счетный материал и вставлять в отверстия форм – шаблонов; кроме того пластины – шаблоны разной величины и формы, они используются для формирования представлений о форме и величине, белые доски с пупырышками и схемы для наложения, с помощью которых можно выкладывать из деталей Нумикона картинки, например, кораблик, машинку, козлика, кроме этих образцов можно предложить ребенку самому придумать какое – то изображение и выложить его самостоятельно или дать черно – белый вариант; «волшебный мешочек», в котором дети на ощупь находят заданный предмет или форму; числовая прямая; весы; шнурки.

На начальном этапе знакомства с Нумиконом дети много манипулируют и играют с деталями: смотрят на них, запоминая цвет каждой детали, крутят в руках, надевают на пальчики. Форма и материал из которого сделан Нумикон очень приятен для тактильного восприятия, что благоприятно влияет на развитие мелкой моторики и осязания дошкольников.

Далее предлагается подборка игр, которые можно использовать на занятии как учителю – дефектологу так и воспитателям.

Игры на формирование представлений о цвете

Украсим пальчики

Ход: Перед ребенком лежат штырьки разного цвета, педагог предлагает украсить свои пальчики. На правую руку надеть синие штырьки, а на левую желтые. Или педагог называет цвет штырька и палец на который нужно надеть его, например: - «На большой пальчик оденьте красный штырек, на указательный – желтый, на – средний – зеленый и т.д.»

Зашнуруй шнурочки

Ход: Дети сидят за столом. Педагог рассказывает правила игры: «Вы должны продеть шнурок через пластину того цвета, который я вам скажу»

«Полянка»

Ход: «Сажаем» на «поляну» «ягодки» и «травку» – красные и зеленые штырьки втыкаем в белую пластину. Можно покормить травкой игрушечную корову, собрать ягодки для куклы. Попутно проговариваем: «Ягодки – красные, травка – зеленая. Кукла любит красные ягодки. У нас много травки для коровы, а ягодок мало»

Красивая картинка

Ход: Дети берут гуашевые краски макают туда штырек и рисуют методом печати картинку (бабочку, цветок, дерево и т.д.)

Игры на формирование представлений о величине

Выложи самую длинную дорожку

Ход: Дети сидят за столом. В центре расположен контейнер. Нужно из пластин выложить дорожку, но что бы пластины одинакового цвета не повторялись

 Выложи полянку

Ход: Дети сидят за столом. Перед каждым белая доска из набора и пластины.

Нужно закрыть всю доску пластинами. Начинать нужно с углов и самых больших пластин. Пластины нужно класть рядом друг с другом.

Строим башню

Ход: Дети сидят за столом. Нужно построить башню. Каждый ряд штырьков закрываем пластиной. Выигрывает тот, чья башня самая высокая.»

Игры на формирование представлений о форме

Подбери форму

Ход: Дети сидят за столом. Педагог составляет на белой доске какой - нибудь паттерн. Ребенок должен подобрать подходящую пластину и положить ее сверху. Чтобы все штырьки были закрыты.

Игры на развитие памяти

Отгадай чего не стало

Ход: Перед детьми размешены пластины разного цвета. Дети закрывают глаза, а педагог убирает одну. Задача детей назвать пластины какого цвета не стало.

Игры на развитие мышления

Упражнения на классификацию

Ход: Педагог перед ребенком выкладывает детали набора и предлагает разложить их по цвету, форме, размеру.

Составь пластину

Ход: Дети сидят за столом. Педагог предлагает детям пластину, например 5. Ребенок должен закрыть ее другими пластинами, например 4 и 1, 3 и 2.

Игры на развитие ориентировки в пространстве

Красивые бусы

Ход: Педагог показывает детям штырьки двух цветов. Задание детям: «У вас на столах лежат разноцветные штырьки. Из них вы должны сделать бусы, чередуя цвет и каждый раз называя его»

Справа как слева

Ход: Ребенок сидит за столом. Перед ним доска из набора Нумикон и контейнер с разноцветными штырьками из набора. Педагог расставляет штырьки с одной стороны доски чередуя два цвета. Ребенок должен расставить штырьки с другой стороны опираясь на образец.

 

Игры на развитие мелкой моторики и осязания

Найди все предметы

Ход: Дети сидят за столом. В центре расположен контейнер. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится мяч, тот и найдет предмет в сухом бассейне. Ребенок, к которому подкатился мяч, ищет пластины от Нумикона. Найденный предмет высоко поднимается.

Поймай рыбку

Ход: Дети сачком ловят штырьки, находящиеся в тазике с водой. Дается задание поймать штырьки определенного цвета.

Игры на развитие речи

Составь словосочетание

Ход: Ребенку предлагается составить небольшой рассказ на заданную тему. При этом выкладывать фишку за каждое слово. Затем посчитать количество фишек. Количество фишек равно количеству слов в рассказе.

Опиши предмет

Ход: Перед ребенком кладется модуль набора и предлагается описать его. Какого он цвета, формы, размера и т. д.

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (03.04.2021)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]