Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам |
Наш МКДОУ детский сад компенсирующего вида №1 «Ручеёк» города Вятские Поляны является единственным в городе Вятские Поляны и Вятскополянском районе, где с 1999 года функционируют пять групп для детей с нарушением зрения. Наиболее часто встречающиеся заболевания у наших воспитанников это - гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия. Работа с детьми имеющими патологии органа зрения имеет свою специфику. Специфичность состоит во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, музыки и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно · пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка; · временные ограничения; · упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей; · создание необходимых условий для каждого ребенка; ( По каждому ребенку педагог должен иметь информацию о состоянии зрительного анализатора: знать диагноз, допустимые зрительные и физические нагрузки, за каким столом должен сидеть, на каком ряду, кому очки нужно носить постоянно, а кому лишь на занятии при рассматривании, чтении или письме и т.д.) Общие рекомендации для проведения занятий с детьми, имеющими нарушения зрения. 1. На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу. 2. Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. 3. Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе. 4. Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше. 5. Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их. 6. На занятии использовать наглядный материал: · реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; · изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; · демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный; ·
размер
демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15- ·
размер
раздаточного материала – Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов. На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. Если на занятии детям предлагается работа, связанная с изодеятельностью, конструированием или ручным трудом, то в начале занятия обязательно нужно проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Попова Н.И. | |
Просмотров: 640 | |
Всего комментариев: 0 | |