Вторник, 16.07.2024, 10:54
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

Метод БОС по ЭЭГ в лечении зрительных расстройств у детей с сочетанной патологией речевого аппарата / Е.В. Медведева

Метод биологической обратной связи по электроэнцефалограмме (ЭЭГ-БОС) – перспективный метод коррекции зрительных функций у детей с различной офтальмопатологией, успешно применяется в клинической практике уже второй десяток лет. В данном сообщении впервые проводится обзорный анализ возможностей и результатов применения метода ЭЭГ-БОС в лечении зрительных расстройств у детей с сочетанной патологией речевого аппарата.

Учитывая особенности терминологии, используемой в логопедической практике, в качестве пояснения для специалистов другого профиля изложение фактического материала предваряется объяснением основных специфических терминов.

Задержка психического развития (ЗПР) – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. В зависимости от фактора генеза подразделяется на 4 типа:

  • ЗПР церебрально-органического генеза обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере (у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний) и в познавательной деятельности (недостаточность развития памяти и внимания, инертность, медлительность и пониженная переключаемость психических процессов, недостаточность отдельных корковых функций); у детей с этим типом ЗПР обычно имеет место негрубая органическая недостаточность нервной системы.
  • ЗПР психогенного генеза связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
  • ЗПР соматогенного генеза обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.
  • ЗПР конституционального генеза, при которой эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Происхождение данного типа ЗПР может быть связано с негрубыми обменно-трофическими, внутриутробными расстройствами.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) – это сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний (Л.О.Бадалян). К признакам, характеризующим ММД, можно отнести: повышенную возбудимость; эмоциональную неустойчивость; диффузные, легкие, очаговые неврологические симптомы; умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения; расстройства восприятия; отвлекаемость; трудности поведения; недостаточную сформированность навыков интеллектуальной деятельности; трудности обучения.

Общая картина нарушений при ММД следующая: общее замедление темпов роста и созревания головного мозга; ЭЭГ-признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития биоэлектрической активности головного мозга; незрелость альфа-ритма (индекс ниже возрастной нормы); дисбаланс в созревании структур мозга, осложняющий процесс формирования связей между ними и затрудняющий координацию их деятельности. Часто дополнительным негативным фактором является сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех основных компонентов языковой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи (Р.Е.Левина). ОНР может наблюдаться у слабослышащих детей, при умственной отсталости, дизартриях,  ЗПР,  алалиях. У детей отмечается позднее нарушение речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего является перинатальное поражение речевых областей больших полушарий головного мозга, а также заболевания и травмы головного мозга, перенесенные в доречевой период жизни. 

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим нарушением центрального характера в виде недостаточности иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки (искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы).

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера (затруднение опознания и узнавания букв, затруднение слияния букв в слоги и слогов в слова и др.).

Согласно договору между ЗАО «Биосвязь» и специальным (коррекционным) образовательным учреждением V вида школой № 3 для детей с нарушениями речи Красногвардейского района Санкт-Петербурга на базе школы работает кабинет БОС коррекции зрения.

Курс коррекции зрительных функций по методу ЭЭГ-БОС за период с 16.11. по 25.12. прошли 43 учащихся 1-4 классов в возрасте от 7,5 до 12 лет. Все дети имели сложную сочетанную патологию. Из речевых расстройств: сенсо-моторная недостаточность отмечена в 100% случаев, дисграфия – 5,3%, ОНР – 86%, задержка созревания высших психических функций – 83,7%, дислексия – 60,5%, дизартрия – 41,9%, заикание – 15,3%.

Перечисленные выше логопедические нарушения сопровождались ММД (62,8%), перинатальной энцефалопатией (48,8%), гидроцефальным синдромом (4,7%), детским церебральным параличом (2,3%), нарушениями осанки (60,5%), хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и ЛОР-органов (27,9%). Двое детей – инвалиды детства.

Из офтальмологических расстройств в анализируемой группе пациентов также имели место сочетанные варианты патологии, каждый ребенок в клиническом офтальмологическом диагнозе имел в среднем 2,4 нозологических единицы. Для удобства восприятия материала у каждого пациента был выделен основной диагноз и составлена следующая общая картина: uиперметропия – 7 человек; миопия – 5 человек:– слабой степени – 3 человека; – средней степени – нет; – высокой степени, осложненная хориоретинальная форма – 2 человека; астигматизм – 17 человек: – гиперметропический – 9 человек; – миопический – 3 человека; – смешанный – 5 человек; спазм аккомодации – 2 человека; риск развития миопии – 2 человека; амблиопия – 5 человек: - рефракционная – 3 человека; – дисбинокулярная – 2 человека; косоглазие – 3 человека; астенопия – 2 человека.

Таким образом, подавляющее большинство пациентов кабинета БОС коррекции зрения (67,4%) имели ведущий диагноз «аномалии рефракции» (в том числе гиперметропия, миопия, астигматизм). Значительно реже встречались амблиопия различного генеза (11,5%), косоглазие (7%), спазм аккомодации, риск развития миопии и астенопия (по 4,7%).

Лечебные сеансы проводились на аппаратуре производства ЗАО «Биосвязь» с использованием прибора БОС «ПБС-02», комплекса аппаратно-программного КАПфс-БОС-«БИОСВЯЗЬ» (пятиканальный Офтальмо) и компьютерного обеспечения программы «Нейрокор 3.1 В».

Лечение осуществлялось по индивидуальному графику согласно заранее составленного шаблона для каждого конкретного пациента. В случае необходимости во время курса лечения выполнялась коррекция структуры шаблона в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и успешности биоуправления во время предыдущего сеанса. Лечебный курс состоял из 10-15 сеансов (средний показатель 13,8). Сеансы ЭЭГ-БОС видеокомпьютерного тренинга были осуществлены в режиме «релаксации», т.е. на повышение индекса альфа-ритма, в режиме «активации», т.е. на уменьшение индекса альфа-ритма, либо в комбинированном режиме (сочетание режима «релаксации» и режима «активации»), что зависело от имеющейся у пациента патологии. Надо отметить, что у данного контингента пациентов, учитывая наличие ММД, имела место задержка развития биоэлектрической активности головного мозга и, как следствие, незрелость альфа-ритма, а его индекс был ниже возрастной нормы. В связи с вышеизложенным работа в режиме «активации» (на понижение альфа-ритма) зачастую была нецелесообразна. Подавляющему большинству пациентов (72%) тренинг проводился в режиме «релаксации» (на повышение альфа-ритма), либо в комбинированном режиме. Учитывая особенности поведенческих реакций детей, наличие эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости, отвлекаемости, плаксивости, длительность каждого лечебного сеанса обычно не превышала 15-17 мин. Просмотр видеосюжетов, слайдового ряда, «собирание» мозаики выполнялись преимущественно бинокулярно (у 70% пациентов).

Динамика лечения оценивалась по контролю зрительных функций по таблице Сивцева, по оптотипам Снеллена  и по результатам определения уровня пространственной контрастной чувствительности зрительного анализатора путем проведения визоконтрастометрического исследования при просмотре стимулов изолированно каждым глазом.

В результате проведенного лечебного курса ЭЭГ-БОС видеокомпьютерного тренинга положительная динамика как объективных, так и субъективных показателей различной степени выраженности получена у 36 учащихся (83,7%); 7 человек (16,3%) прошли курс лечения без динамики. Отрицательных результатов не было.

Повышение остроты зрения, преимущественно без оптической коррекции, было отмечено у 29 пациентов, без ухудшения – 14 человек. Недостаточно высокую эффективность (68%) можно объяснить наличием у детей грубой сочетанной патологии.  Объективно на 10-12% вырос уровень пространственной контрастной чувствительности.

У подавляющего большинства пациентов  (93%) купированы астенопические жалобы, уменьшилась зрительная утомляемость, повысились эмоциональная устойчивость, концентрация внимания и усваиваемость учебного материала, увеличился период продуктивной деятельности учащихся во время урока.

На основании проведенного анализа можно сделать следующий вывод: применение метода ЭЭГ-БОС видеокомпьютерного тренинга позволяет получить хорошие результаты при коррекции зрительных функций у пациентов со сложной сочетанной патологией речевого аппарата в условиях специализированного коррекционного образовательного учреждения.

Т.Н.Дронова, А.А.Сметанкин

ЗАО «Биосвязь», Санкт-Петербург

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (17.01.2017)
Просмотров: 560 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]