Вторник, 16.07.2024, 10:58
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

Индивидуально подход к детям с нарушением зрения – основа их воспитания / Двоеглазова И.В.

Зрение играет важнейшую роль в жизни человека, так как за счет этого анализатора человек воспринимает и познает окружающий мир, ориентируется в нем, наблюдает процессы и явления и т.п. Поэтому патология зрения (первичный дефект) особенно в детском возрасте в той или иной степени приводит к вторичным отклонениям в развитии детей с нарушением зрения по сравнению с их нормально видящими сверстниками. Последствия нарушения зрения необходимо предупреждать, а если они возникли, то преодолевать (исправлять).

Одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабалитации детей с нарушением зрения является правильный индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения
Индивидуально - дифференцированный подход в обучении - это один из принципов отечественной педагогики, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка с учетом особенностей его развития.

Принцип индивидуального, дифференцированного подхода в обучении слепых и слабовидящих предполагает всестороннее изучение каждого ребенка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Этот принцип является одним из условий качественного обучения детей с нарушениями зрения так как он включает в себя, помимо всего выше перечисленного, точное понимание специалистами, учителями, родителями особенностей зрительных возможностей каждого такого ребенка и учет этих возможностей в течение всего процесса обучения, а также во всех видах психолого-педагогического и семейного воздействия.
Планирование индивидуальной работы обучения и воспитания детей, поступающих в коррекционную группу происходит еще до поступления их в детский сад. Педагоги знакомятся с медицинской картой дошкольника. Изучают медицинскую информацию о зрительной  патологии каждого ребенка, психическое и физическое развитие ребенка. Позднее, когда ребенок приходит в детский сад, проводят дифференциальную диагностику детей. На ее основе создается индивидуальная программа развития и воспитания каждого ребенка. Педагоги планируют с детьми специальные коррекционные игры и упражнения для развития, тренировки зрительных функций, мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Кроме этого планируется лечебно – восстановительная работа.
Первоначально коррекционные занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Вся работа строится за счет включения в работу всех сохранных анализаторов. Учитывая индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка педагоги делят детей на подгруппы, с учетом зрительной нагрузки и уровня развития.          Вся работа опирается на рекомендации медсестры-ортоптистки и тифлопедага. Создаются необходимые условия для проведения занятий. К этому относится: 

​ Снижение темпа занятия (темп занятия выбирает ребенок)

​ Возможность подойти к демонстрируемому объекту

​ Демонстрация объекта только в  статическом положении

​ Увеличение времени на демонстрацию объектов, пособий, иллюстраций

​ Плавный показ контура объекта и его усиление за счет прорисовки более толстой линией

​ Чередование форм работы с переключением ближнего зрения на дальнее и наоборот

​ Активизация всех сохранных анализаторов

​ Чередование зрительной, двигательной нагрузок.

В  работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Отличительной особенностью этой технологии является  следующее:

​ Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На стене, располагаются различные зрительные ориентиры,  и детям предлагается найти глазами какую - либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху - вниз.

​ Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

​ Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть, например, отгадки загадок.

​ В каждое общеобразовательное занятие обязательно включаются физминутки для снятия общего утомления и зрительные гимнастики.

​ Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

Большое внимание уделяется формированию у дошкольников осознанного положительного отношения к ношению очков и аппаратному лечению, т. к. многие дети поначалу отказываются носить очки, окклюзии или посещать кабинет охраны зрения и заниматься на аппаратах. В связи с этим проводятся индивидуальные занятия на формирование правильного отношение к собственному дефекту зрения, а также беседы с родителями.

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (05.05.2016)
Просмотров: 1431 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]