Четверг, 26.04.2018, 01:15
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » страничка для родителей

Ориентировка в пространстве для дошкольников / Дорофеева К.В.

Ориентировка в пространстве для дошкольников является одним из закономерных звеньев развития.

По мере овладения пространством, ребёнок одновременно его познаёт. Когда младенец лежит в колыбельке, и ему доступны лишь соска с погремушками, то он осваивает ближайшую область пространства. По мере того как он учится самостоятельно перемещаться, ребёнок постепенно знакомится с более обширным миром.

         Для того чтобы у ребенка начали формироваться представления об окружающей действительности, изначально его стоит научить ощущать себя и помочь развить хорошую координацию. Для этого, начиная с младенческого возраста, с малышами проводят упражнения на мячах. Самым эффективным является совместное плавание мамы с ребенком, где даются задания в словесной и вербальной форме. Малыша просят плыть к маме, нырять, достать игрушку со дна и так далее. Кроме того, даже простые подбрасывания малыша вверх дают ему определенные чувства и восприятия себя относительно взрослого. Родители обязательно должны всегда проговаривать и пояснять, что где находится. Можно, прогуливаясь, показывать различные предметы и наглядно демонстрировать их удаленность относительно малыша. Важно не только давать ребенку словесные обозначения, но и позволять самому осуществлять действия.

 На основе формирующихся у детей представлений о расстояниях, направлениях и пространственных отношениях между объектами выполняется работа по развитию у них ориентировки в пространстве. При этом активно используются разнообразные игровые упражнения и дидактические игры.

Как правило, педагоги в младших группах, ставят следующие  задачи по ознакомлению  подопечных детей с ориентировкой в пространстве:

  • отличать и правильно называть на занятиях правую и левую руки, раскладывать предметы слева направо правой рукой;
  • определять направления пространства «от себя»: то, что спереди – вперёд; то, что сзади – назад; то, что справа – направо, а слева – налево;
  • ориентироваться на собственном теле, то есть ребёнок должен самостоятельно определять у себя правую и левую сторону, верх и низ, части тела и.т.д.:

· во время умывания или одевания воспитатель, непринужденно разговаривая с детьми, называет части тела и лица: "Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб", "Надень на голову платок", "Повяжи на шею шарф". Важно самих малышей побуждать к называнию частей тела и лица. Если дети недостаточно хорошо ориентируются, можно провести дидактические игры "Купание куклы", "Укладывание куклы спать", "Оденем куклу". Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр.

 

Игры с детьми помогающие освоить навыки ориентировки.

«Далеко близко»

Попросите ребёнка  осмотреться и рассказать, что находится вокруг него, задавая наводящие вопросы: что перед ним, что сзади, справа, слева, внизу, вверху, что далеко, а  что близко.

«Найди игрушку»

    Предложить ребенку выйти из комнаты. В этот момент спрятать игрушку и попросить ребёнка найти её, используя ваши подсказки: иди вперёд, поверни налево, сделать шаг назад, посмотреть внизу, на полке, в шкафу, выше, ниже и.т.д.

«Весёлые игрушки»

   Упражнения на закрепления левой и правой руки. Попросить ребёнка поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха и.т.д.

«Узор на платочке» (упражнение на закрепления «Вверх вниз»)

       Вам понадобится набор вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур: например, четыре красных треугольника и красные круги. Или другой набор: один зеленый круг, четыре зеленых треугольника и один зеленый прямоугольник. Покажите малышу образец платочка с аппликацией, который Вы сделали. Пусть любимая игрушка ребенка попросит малыша помочь ей и подарить точно такой же платочек.

      На  самом деле существует  много упражнений и игр по ориентировки в пространстве, которые сами родители могут выбрать для своих детей. Например: «Игра с матрёшкой»  Занимаясь с матрешкой, ребенок расширяет свои знания о свойствах и признаках предметов. Малыш знакомится с понятием величины, высоты, толщины, а также приобретает  первые математические представления. Выстроенный из матрешек ряд, это отождествление математического ряда от большего к меньшему и наоборот. В процессе игры у малыша формируется зрительное восприятие, оттачивается взаимодействие руки и глаза, что способствует не только развитию пространственного и логического мышления, но и развитию глазомера. Покажите малышу матрешку, рассмотрите ее хорошенько вместе, попросите ребенка показать, где у матрешки глазки, носик, ротик. Пусть малыш возьмет ее в ручки ощутит ее величину, произнесите: «Это матрешка». С помощью матрёшки мы познакомим ребёнка  с такими пространственными понятиями как «далеко», «близко». Поставьте часть матрешек далеко, а часть рядом с ребенком. "Вот эти матрешки близко, давай дотянемся до них, вот мы их достали, они близко. А теперь давай попробуем до тех дотянуться, не получается, они далеко от нас убежали" Такие игры можно использовать с разными предметами и не забывать об этом на прогулке, чтобы ребенок учился переносить эти знания в окружающий его мир. 

                                                 ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ:

- Чаще спрашивайте  о том, что ребёнок видит справа или слева от себя;

-Какой формы предмет, который он держит в руках;

-Употребляйте в своей речи  такие слова как «широкий» «узкий», «длинный» «короткий», «толстый» «тонкий», «высокий» «низкий» и требуйте того же от своего ребёнка;

-По пути в детский сад обратите внимание малыша на важные ориентиры, которые встречаются по дороге, где, когда и в какую сторону надо свернуть. Через некоторое время попросите его рассказать, где вы шли, по памяти;

-Вместе выучите свой домашний адрес: страна, город, название улицы, номер дома и квартиры, подъезд и этаж;

-Проводите игровые упражнения только когда у ребенка хорошее настроение, малыш должен испытывать положительные эмоции от занятий;

-Прививая ребенку знания, не забывайте, что для малыша это новые открытия и ему необходимо многократное повторение для закрепления;

-После того как вы показали малышу упражнение, дайте ему возможность самостоятельно попробовать, если у малыша возникли трудности, вы можете аккуратно помочь, если он это позволяет;

-Прекращайте игру, если видите, что ребенок потерял к ней интерес или начал уставать и отвлекаться, вы вернетесь к ней позже;

-Помните, что для ребенка раннего возраста является большой победой удерживать внимание хотя бы на несколько минут;

-Хвалите вашего малыша за победы и поддерживайте его. 

 

Список литературы по ориентировки в пространстве для дошкольников.

1.Земцова, О. Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. Для детей 2-3 лет

2. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития восприятия», М., 1983.

3. Якиманская И.С. «Развитие пространственного мышления школьников», М., 1980.

4. Этери Заболотная  «Умный ребёнок» ориентируемся в пространстве для детей 2-3 лет;

5. В А. Козлова «Ориентирование в пространстве»

 Также существуют «Умные книжки» по ориентировке в пространстве для детей от  2-3 лет, 3-4 лет;

                       Занимайтесь со своими детьми. Желаю вам удачи!

Использовался материал интернет ресурса.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (28.02.2018)
Просмотров: 20 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]