Четверг, 25.04.2024, 19:33
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » страничка для родителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Дорофеева К.В.

           Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Большое внимание на развитие у малыша нравственных качеств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Таким образом, несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности – именно они, окрепнув, станут фундаментом личности ребенка и его надежным ориентиром в сложном человеческом обществе.

Рекомендации для родителей

  • Новый день начинайте всегда  с улыбки;
  • Больше общайтесь со своим ребёнком на темы познавательного характера;
  • Читайте детям сказки, чем больше, тем лучше, ребёнок научается понимать жизненные ценности, различает добро и зло;
  • Чаще обнимайте и поощряйте ребенка;
  • Необходимо хвалить как можно чаще;
  • Чаще говорите, как вы его любите;
  • Знакомьте своего ребенка с историческими местами своей Родины;
  • Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • Как можно больше проводите время на природе;
  • Приучайте к труду с раннего возраста;
  • Прививайте любовь к родным и близким людям;
  • Воспитывайте уважительное отношение к старшим;
  • Прививайте любовь к животным с детства;
  • Научите ребёнка сопереживать тем,  кто оказался в беде;
  • В присутствии ребёнка не говорите  плохо о людях;
  • Станьте примером  для своего ребёнка;

 

Уважаемые родители, играйте со своими  детьми, ведь игра - это одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Общение с родными или  любые жизненные ситуации, создают условия для  игровой деятельности ребёнка особенно для развития сюжетно-ролевых игр. Чаще всего  в  семье малыш имеет возможность  включиться  в трудовую деятельность взрослых.  Поэтому, я вам  предлагаю поиграть в игры, которые сблизят вас со своими детьми.

 

Игры по нравственному воспитанию дошкольников.

  1. «Помоги дедушке и бабушке»

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа: Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра.

На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки шерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

                                   2.«Пять орешков»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Игра:

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

3. «Проводим уборку»

Дидактическая задача: Воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться.

Игра:

Воспитатель просит детей помочь Незнайке, он не умеет убирать комнату. Дети рассказывают, как они сами заботятся обо всем, что есть в групповой комнате: протирают полки в шкафах, убирают на место игрушки, выбрасывают мусор в корзину. Незнайка хочет все это запомнить, и воспитатель предлагает поиграть.

Проводится игра «Убери на место». На карточках изображены предметы, которые надо «убрать на место», то есть подобрать к ним другие карточки, на которых изображено то место, куда надо этот предмет убрать: игрушки —на полки; книжки —в шкаф; карандаши —в коробки.

Дети рассматривают карточки, объясняют, что на них нарисовано, потом подбирают подходящий предмет.

4.«Утешим медвежонка»

Дидактическая задача: Поощрять попытки детей пожалеть кого-либо и помочь.

Правила: Показывать решение так, чтобы было всем понятно, как надо поступить.

Игра:

В гости к детям приходит медвежонок. Он очень расстроен, плачет. Медвежонок разбил любимое папино блюдце и теперь боится идти домой. Скоро вечер, мама и папа будут беспокоиться. Что делать? Воспитатель побуждает детей помочь медвежонку и успокоить его. Дети подходят и говорят ему утешительные слова: не плачь, не беспокойся, мы поможем, не бойся, не грусти. Медвежонок от этих слов плачет еще больше. Воспитатель говорит, что все дело в разбитом блюдце, из которого папа всегда пьет чай.

Дети решают помочь медвежонку склеить старое блюдце и сделать новое. Дети получают заготовки — «разбитое блюдце» (нарисованное блюдце с отломанным кусочком) и «склеивают» их (зарисовывают узором). Затем рисуют рядом новое блюдце и дарят медвежонку.

Медвежонок благодарит ребят. Дети играют с медвежонком в игру «Правильно или нет?»

Воспитатель показывает ситуацию: человек плачет, закрыл лицо руками. Решение: подойти и обнять, погладить по голове, сказать хорошие слова.

Подобные ситуации воспитатель показывает несколько раз, потом дети могут их создавать сами, а медвежонок будет изображать, как надо поступить.

 

5. «Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».  

 

Литература, по духовно-нравственному воспитанию, которую можно почитать детям.

1. Соловьёва Елена  Викторовна «Наследие»   И быль и сказка;

2.Короткова  Л.Д «Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок» Методическое пособие М.: ЦГЛ, 2006.;

3. Шорыгина Татьяна  «Добрые сказки», «Общительные сказки», «Вежливые сказки», «Трудовые сказки»; «Зелёные сказки»;

4. А Лопатина М. Скребцова «Нравственное воспитание дошкольников» Беседы о воспитании;

5.Л.В.Кокуева «Духовно нравственное воспитание дошкольников на культурных  традициях  своего народа»;

 

Использовался материал интернет ресурса.

Категория: страничка для родителей | Добавил: ТатьянаГермановна (16.02.2018)
Просмотров: 767 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]