Четверг, 18.04.2024, 23:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » советы педагогам

Организация речевого уголка в группе детского сада / Никонова О.Е.

Проблема развития речи особенно остро стоит в наше время. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании – речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми, и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности в разных формах. Развивающая среда и общение являются фактором определяющими речевое развитие. Главная суть речевого развития заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости.

Существует четыре компонента:

На первом месте – речь воспитателя. Основной источник развития речи детей в детском саду, воспитатель должен владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков).

На втором месте - систематичность занятий по развитию речи.

На третьем месте – беседы и игровых упражнений направленные на обогащение и активизацию речи ребенка.

На четвертом месте – создание определенных условий  – специального места, обособленно от игровых зон.

Речевой уголок  - один из важных условий воспитательно- образовательной работы в детском саду. Он способствует содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками.

Критерии:

- наполняемость,

- разнообразие,

- соответствие возрасту,

- доступность,

- системность,

- эстетика.

Оборудование речевого уголка

Хозяйка речевого уголка нашей группы  (ведущая игрушка) птица «Говоруша». Материал, содержащийся в уголке, имеет многофункциональный характер, игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию речи).

Уголок регулируется воспитателем в соответствии с разделами программы и решаемыми задачами. Создавая речевой уголок, очень важно, чтобы окружающая обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует человека,  потому мы уделили внимание эстетике уголка. Его оформление привлекательно для детей и вызывает стремление к  самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить ребенка поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам. В речевом уголке находятся:

  1. Артикуляционные упражнения
  2. Зеркала
  3. Материал для дыхательных упражнений
  4. Пальчиковые игры
  5. Подборка оздоровительных пауз или физкультминуток
  6. Предметы для поддувания (султанчики, ватка, перышки и др.)
  7. Дидактические игры на обогащение словаря
  8. Дидактические игры на развитие грамотного строя речи
  9. Дидактические игры на развитие связная речь

10.Картотека словесных игр

11. Дидактические игры на совершенствование звуковой культуры речи

12. Картотека на развитие фонематического восприятия

13. Предметы на развитие мелкой моторики

14. Массажные мячики.

Работа по развитию и обогащению словаря будет малоэффективна без дыхательной активности. Двигательная активность интереснее ребенку, особенно если используется считалки, словесные, подвижные игры со стихотворным текстом.

Особенно тесно связано становление речи с развитием движений пальцев рук (упражнения мелкой моторики и пальчиковой гимнастики). Увеличение запаса слов, осмысленное их использование, по мнению известного философа Канта – рука – это выдвинувшийся вперед – человеческий мозг. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.

Эффективно использование музыки и детских песенок, поэтому в нашем речевом уголке находится магнитофон и подборка детских песенок и музыкальных произведений.

Одна из задач речевого развития привлекать к драматизации отрывков знакомых сказок, театров. Благодаря родителям нашей группы речевой уголок пополнился настольным вязаным театром  по различным русским народным сказкам.

Если захочет взрослый то и захочет ребенок. Главное оснащение эффективными средствами для организации речевых уголков,  которые таят в себе огромные резервы развития ребенка. Одно из главных условий качества речевого взаимодействия – искренняя заинтересованность педагога в результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность.

 

 

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (27.02.2018)
Просмотров: 390 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]