Четверг, 15.11.2018, 01:38
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Воспитатель » советы педагогам

Ключевые компетентности дошкольного детства / Старший воспитатель Солодянкина С.С.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)

              Компетентность - сплав знаний, умений, опыта, отношений. Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности».

         К ключевым (базовым, общим) относится то, чем в той или иной мере обладают все люди вне зависимости от возраста, профессии и сферы деятельности. Так, например, вся жизнь людей строится на основе общения (коммуникации). Умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения составляет понятие коммуникативная компетентность.

         Речь, сопровождает деятельность. Деятельность может быть эффективной, результативной, бесполезной и даже разрушительной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками планирования собственной деятельности. Так возникает идея о деятельностной компетентности. Здесь следует напомнить, что деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом.

         И коммуникация, и деятельность (игра, общение в игре, и т.п.), подразумевают вовлеченность в них, двух и более участников. У всех разные социальные роли – воспитатель, мама, старший брат, знакомый человек (например, кто-то из родителей воспитанников группы и т.д.), малознакомый (например, врач детской поликлиники, библиотекарь или кондуктор в автобусе и т.п.). Следовательно, и коммуникация, и деятельность, в которые вовлечены ребенок и другие люди, будут протекать по-разному, в разных ситуациях и партнерствах по-новому. Умение встраиваться в социальные отношения, инициировать и поддерживать их на приемлемом уровне – это сфера проявления и развития социальной компетентности.

         Каждый из участников деятельности, коммуникации, социальных отношений несет и получает свою информацию. Звуки, тексты, цвета, информационные технологии – внешний мир это огромный поток информации. Что бы распознать этот мир, нужно уметь использовать разнообразные источники, несущие информацию, нужно учиться критично относиться к получаемой информации, уметь ее использовать. Значит, здесь место информационной компетентности. Вклад в развитие ребёнка окружающей информационно насыщенной среды огромен и учиться использовать ее очень важно.

         Во всех жизненных ситуациях есть место для проявления и приобретения здоровьесберегающей компетентности: ребенок выбирает и меняет позу во время работы, переключается с активной игры на спокойную деятельность, следит за своим внешним видом, регулирует потребность в пище/питье или естественных отправлениях. 

         Основами перечисленных ключевых компетентностей обладают все дети без исключения, но проявляются разные компетентности у разных детей в разной степени: кто-то более говорлив, кто-то более деятелен и т.д. Проявление компетентности многократно усиливается, если ребенку интересно, то дело, которым он занят.  Это может быть дело, выбранное им самостоятельно или предложенное взрослыми. Если взрослые не учитывают достижений ребенка, они совершают грубейшую ошибку, не помогая, а противодействуя развитию.

         В соответствие с ФГОС ДО цель и, соответственно, результат их работы измеряется таким понятием, как «интегративные качества личности» или «возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования».

Перечень и содержание ключевых компетентностей соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

Итак, формирование жизненных компетенций у детей существенно зависит от преемственности и динамики развития, учета возрастных и индивидуальных закономерностей, определяющих создание необходимых условий для педагогической поддержки, способствующих освоению жизненных компетенций, обеспечивающих принятие оптимальных решений.

В заключении хочу рассказать вам одну притчу:  Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонь бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность формировать компетентностную личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться и принимающую ценности семьи общества, историю и культуру своего народа, доброжелательную, умеющую слушать и слышать сверстника, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

А для этого мы должны быть во всем примером своим воспитанникам,  должны быть компетентными педагогами.

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (05.02.2018)
Просмотров: 41 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]