Среда, 24.04.2024, 20:19
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного / Двоеглазова И.В.

 

  Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог. Двадцать лет он занимался изучением влияния школы на здоровье детей.

Он создал методику которая обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение

Благодаря данной здоровьесберегающей технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья детей.
  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.
  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза;
  5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
  6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  • Режим динамической смены поз.
  • Упражнения на зрительную координацию.
  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).
  • Упражнения на мышечно-телесную координацию.

       Наше ДОУ работает с детьми, имеющими различные нарушения зрения. Соблюдая основные принципы технологии В.Ф. Базарного в своей работе в процессе занятий для разминок и упражнений на мышечно – телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции применяю схемы зрительных траекторий. На них, с помощью специальных стрелок, указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд ребёнка в процессе выполнения физкультминуток: вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Упражнения выполняются  стоя, при выключенном электрическом освещении. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве.

      Дети, имеющие нарушение зрения часто малоподвижны. Занятия проводятся в режиме смены видов деятельности. Тем самым проводится профилактика нарушений осанки.

      Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого  использую подвижные "сенсорные кресты", различные красочные картинки, игрушки, которые размещаются в любой точке группы или по углам помещения, которые дети должны найти взглядом и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее.

     Дети совместно с педагогами и родителями сами созидают окружающую их жизненную среду. Различные дидактические пособия, альбомы, книжки, наглядный материал.

Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения устранения близорукости.

     Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даётся задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. В работе используется фланелеграф - коврик с  геометрическими фигурами. Дети называют, из каких геометрических фигур состоит коврик? - Сколько тех или иных геометрических фигур? Где они размещены? - Какие фигуры одинакового цвета?

     Все эти и подобные им задания являются упражнением для глазодвигательных мышц. Через каждые 10-15 минут работы проводятся физминутки для профилактики нарушения зрения. Большая часть из них проводится в стихотворной форме.

 

     Диагностика знаний и умений детей, а также проверка остроты зрения показала положительную динамику по всем показателям.

 

Литература:

  1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М., 1975.
  2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
  3. Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
  4. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.
  5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
  6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.
  7. Жукова Л. А. Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе http://festival.1september.ru/articles/508906/
  8. Информация о методике В. Ф. Базарного http://www.deti.websib.ru/p76aa1.html
  9. Кругликова О.А. «Педагогическое сопровождение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» http://www.hrono.info/proekty/bazarny/index.html

 

 

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (29.05.2018)
Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]