Четверг, 25.04.2024, 18:19
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » советы педагогам

Роль сюжетной картины в развитии детей с нарушениями зрения / Попова Н.И.

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Средства художественной выразительности, с помощью которой художник создает произведения искусства, отражают окружающую нас действительность и дают восприимчивость образа, который заставляет ребенка переживать и осмысливать ситуацию, преображенную  мастерством автора.  Сюжетная картина, будучи сложным объектом восприятия, актуализирует предметные представления дошкольника, является мощным средством формирования и развития его мыслительной деятельности, совершенствует способности восприятия эмоциональных состояний персонажей картины.

Применение картины позволяет не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить в ней главное, характерное, установить причинно-следственные связи, провести сенсорную и эстетическую оценку увиденного. С помощью картины мы расширяем представления детей об окружающем, знакомим с тем, что в данный момент недоступно непосредственному восприятию. Работа с картиной вызывает активную работу мышления, памяти, речи и других психических процессов. В связи с этим значение картины как специфического средства наглядности приобретает особое значение.

Особо хотелось бы отметить коррекционную направленность данного вида работы, так как сюжетная картина, будучи сложным объектом восприятия, является мощным средством коррекции процессов зрительного восприятия и зрительных представлений, а также мыслительной деятельности дошкольников с нарушениями зрения.

            Сюжетная картина является одним из специфических видов наглядности, которая включает в себя практически все разделы программы по развитию зрительного восприятия. Это пространственные и временные отношения, сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), изобразительные признаки глубины пространства, предметные представления и т.д. Поэтому,  специально организованная система работы с сюжетной картиной в процессе обучения дошкольников с нарушенным зрением, является одним из эффективных средств решения  проблемы психической деятельности дошкольников в  условиях специального детского сада.

          Работу над сюжетной картиной в детском саду для детей с нарушениями зрения можно представить как многоэтапную. Каждый из этапов служит решению определенной познавательной задачи, направленной на развитие психических функций ребенка, и в то же время каждый из этих этапов подготавливает ребенка к дальнейшему адекватному восприятию и пониманию сюжетных картин.

В младшей возрастной группе не проводятся специального занятия по развитию восприятия сюжетных изображений, однако осуществляется

планомерная подготовка детей к качественному отражению такого  объекта восприятия, как сюжетная картина. Она заключается в обучении детей правильному узнаванию и называнию различных предметов, объектов, животных, людей, входящих в содержание всех сюжетных картин. Важно, знакомя дошкольника с нарушениями зрения с новыми предметами, объектами окружающего мира, включать их в разнообразные связи и ситуации. Итак, первый этап работы связан с узнаванием графического изображения предметов и объектов, их называнием, установлением их функциональных свойств.

Второй этап работы предполагает распознавание действия на картине, то есть установление связи между движением человека (или животного) и конкретным предметом. Как показывает практика, в младшем дошкольном возрасте запас представлений о движении невелик и ограничивается теми, которые имелись в личном опыте ребенка.

Следовательно, основная задача данного этапа работы – научить дошкольника с нарушением зрения оперировать образом ситуации действия, то есть воспринимать и осмысливать действия и движения человека и животного, изображенного на картине.

Человек, изображенный на любой сюжетной картине, совершая определенное действие с предметом, выражает отношение к происходящему, которое закрепляется в позе, мимике или жесте.

Ограниченный сенсорный опыт восприятия дошкольников с нарушениями зрения не дает возможности обычно отражать эмоциональное состояние персонажей, изображенных на картине.

Следовательно, овладение умениями правильно воспринимать и осмысливать эмоциональные состояния, позы, жесты персонажей, устанавливать причинно-следственные связи – это основная задача третьего этапа.

Обычное восприятие предметов, персонажей с их свойствами, позами, жестами и эмоциональными состояниями является необходимым, но достаточным условием для понимания дошкольниками смысла сюжетных картин.

Статья подготовлена учителем – дефектологом  Попова Н.И.с использованием сайта:http://lib3.podelise.ru/docs/2080/index-212671.html

Категория: советы педагогам | Добавил: ТатьянаГермановна (13.12.2017)
Просмотров: 597 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]