Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
I. Общие положения
1. Психолог относится к категории специалистов.
1.1. Требования к квалификации: На должность педагога – психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология без предъявления требований к стажу работы;
1.2. Назначение на должность психолога и освобождение от нее производится приказом заведующего ДОУ;
1.3. В своей деятельности педагог – психолог руководствуется программно – методическими указаниями Министерства образования РФ, нормативными документами управления образования, разработками, авторскими программами, получившими гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ»
1.4. Педагог – психолог должен знать:
- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Декларацию прав и свобод человека;
- Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;
- общую психологию;
- педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
- методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
II. Должностные обязанности
- Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.
- Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
- Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
- Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).
- Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
- Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
- Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.
- Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.
- Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
- Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
- Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.
- Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
- Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.
- Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
- Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).
- Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
- Допущен к обработке персональных данных физических лиц, персональные данные которых обрабатываются в связи с оказанием муниципальных услуг и осуществлением муниципальных функций.
III. Права
Психолог имеет право:
3.1Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.2Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3В пределах своей компетенции сообщать заведующему ДОУ о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.4Участвовать в работе Совета педагогов ДОУ.
3.5Избирать и быть избранным председателем Совета педагогов ДОУ.
3.6Выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы.
3.7Выбирать методики воспитания и обучения, учебные пособия и материалы.
3.8Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
3.9Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.
3.10Повышать квалификацию, педагогическое мастерство.
3.11Аттестоваться на основе соискательства на соответствующую квалификационную категорию.
3.12Распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование.
3.13Получать социальные льготы и гарантии, установленные Законодательством РФ, дополнительные льготы, предоставляемые местными органами власти и управления.
IV. Ответственность
Педагог - психолог несет ответственность:
4.1За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4Неисполнение без уважительных причин Устава ДОУ и правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений администрации ДОУ.
4.5За охрану жизни и здоровья детей. Защиту их от всех форм физического и психологического насилия.
4.6За причинение материального ущерба, за сохранность и эффективное использование закрепленного за ними имущества.
4.7За выполнение правил по охране труда, противопожарной безопасности.
V. Взаимоотношения
5.1Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, исходя из 36-ти часовой недели.
5.2Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год.
5.3Своевременно представляет администрации ДОУ и Отделу образования необходимую отчетную документацию.
5.4Информирует администрацию ДОУ о негативных явлениях, связанных с психическим здоровьем детей со стороны педагогов и родителей (неблагополучные семьи)
5.5Строит свои отношения со всеми членами трудового коллектива, воспитанниками, родителями (законными представителями) на основе уважения личности, взаимопонимания.